Оговорка

 

Еврейской тематике я отдал немало сил в определённое время. И немало времени. Хотя, как и любая тематика, она должна интересовать читателя больше, чем история моего отношения к ней, считаю уместным обмолвиться и об этой истории.

Я родился, вырос и жил в государстве, которое - вынужденно или добровольно, в результате  уродующего давления на него извне и изнутри или в силу имманентной ущербности - претерпело поистине поразительную метаморфозу в своём подходе ко многим категориям и процессам. В том числе - к еврейству. Как к категории и как к процессу.

Ни одно общество в истории, включая иудейское, не выказывало тех симпатий к основополагающим принципам еврейства, какие проявило молодое советское государство. Главные принципы еврейского интеллекта (требование неразрывного единства мысли и практики, универсализма и социальной справедливости) вполне закономерно оказались фундаментальными для общества, которое (вопреки освященной в веках и поныне здравствующей скверне) попыталось существовать согласно социалистическим заповедям.

Со временем, как известно, эти принципы если не начисто выветрились из понятийного кодекса советского мира, то выродились в нечто неузнаваемое. Почти безобразное. Признаков тому было несметное число. Один из них - наложение табу на еврейскую тематику, если к ней обращались не из политических соображений, то есть не для того, чтобы материться. Именно это, впрочем, запретность тематики, и обусловило не только мой интерес к ней, но и романтизм в понимании её отдельных проблем.

Сегодня, в ином пространстве и в ином времени, в возрасте, к которому изживают последние иллюзии, я отношусь к еврейскому иначе. Как ко всему остальному. Со скептицизмом. Это моё "новое" отношение обусловлено тем, что мне по-прежнему (и повсеместно) "не нравится лик мира сего". В том числе и еврейского. И не нравится он мне постольку, поскольку... не все иллюзии я как раз сумел изжить. Постольку, поскольку мне по-прежнему нравятся те принципы организации жизни, которые были нащупаны в лучших писаниях лучших евреев и насаждались в лучших деяниях социалистического государства. Внушавшего страх всему неизбывно свинскому миру именно своим потенциалом лишить его "свинскости". Государства посему со свету в концов концов сжитого, - хотя уже и после того, как общими усилиями извне и изнутри его превратили в государство, которое можно было бы со свету и не сживать, ибо оно уже ничем не отличалось от любого иного во времени и пространстве.

Одним словом, моё отношение к еврейской тематике изменилось постольку, поскольку, ура, не изменился я сам. Не ура, а увы! - поправил бы лорд Черчилль, если бы был живым и прислушивался сейчас к признаниям своего немолодого еврейского классового врага в моём лице. Поправил бы, ибо считал, будто человек, не переболевший в молодости социализмом, имеет дурное сердце, но человек, не отделавшийся от этой "болезни" в позднем возрасте, - дурные мозги. Что ж, каждому своё! - возразил бы я ему, если бы он был живой и поправил меня. И если бы я априори не гнушался общения с лордами и политиками...

Бог, если верить еврейской пословице, заглядывает сперва в наше сердце, а в мозги - только потом. Согласно другой пословице, тот же Бог проделывает эту процедуру в обратном порядке. Ни одна из мудростей мудростью мне не кажется. Как не верю и в то, что он, Бог, если и существует, то живо любопытствует относительно наших чувств или мыслей. Единственное, что Ему удалось бы доказать в случае существования, - это то, что видеть Он не в состоянии. Как и слышать.

Если бы Он умел это делать, - то заглядывал бы нам в сердце и в голову одновременно, ибо сердце и голова одновременно и... существуют. Этому, мне кажется, и учит еврейская традиция, один из принципов которой сводится как раз к тому, чтобы черчиллей и иже с ними уличать не столько даже в дурной голове и в недобром сердце, сколько во враждебности к тому, чего они не допускают - пришествия Мессии.

 

на главную страницу

Hosted by uCoz