Нодар Джин
Из интервью Алле Николаевской для "Литературной газеты"
Москва, 28 июня 1995 г.
А.Николаевская: В издательстве "Художественная
литература" выходит в свет роман писателя и философа, жуира и
острослова, всеобщего любимца студентов и женщин (независимо от
географической точки, в которой проявляются его таланты) Нодара Джина.
Я могла бы долго, восторженно - и всё-таки с риском стать нудной -
рассказывать о том, как мы до его отъезда в Штаты восторгались его
блестящими эссе: футурология, социология и пр. "новые философские"
науки были так модны тогда! Сейчас он неожиданно, во всяком случае, для
многих из нас, вынырнул - совсем новый и всё-таки поразительно тот же.
Лучше всего об этом, я думаю, скажет его монолог о самом себе:
Нодар Джин: Я родился в Грузии, а потому мне долго
пришлось дисциплинировать собственный мозг, воспринимая его как второй
по важности человеческий орган. Поначалу помогали мне в том дед-раввин
и отец-прокурор (тоже "юрист"), позже помогали более знаменитые
соплеменники (Маркс) и земляки (Сталин). Окончательно отвадила меня от
отечества и любомудрия научная работа в Институте философии Академии
наук, и в 1980 году я эмигрировал в Штаты, где стал пробовать себя в
областях, отвергающих абстрактное мышление: в фотографии, кино и
радиожурналистике.
А.Николаевская: Отмщение за измену философии не
заставило себя долго ждать: "Голос Америки" воскресил в его памяти
голоса отечества. Единолично предпринятое им восстание против засилья
на "голосе" местного агитпропа и бездарщины, выказавших себя даже в
использовании "концертов по заявкам слушателей" для трансляции
шпионских сигналов, было решительно подавлено "блюстителями
дисциплины". После слушаний в федеральном суде США дела о
посягательстве американского правительственного учреждения на свободу
слова советского эмигранта центристский журнал "The New Republic"
публикует статью "Гражданин Джин", напоминая читателю о герое
классического фильма "Гражданин Кейн", прославленном в Америке
поборнике честности в журналистике. Эта тяжба ещё не закончена, но
главным итогом ухода из сферы абстрактного мышления в мир конкретных
наблюдений явилась для Нодара Джина обобщающая мысль: хамство
универсально, как водород.
Возрождение интереса к
философии увенчалось присуждением ему Рокфеллеровской премии по
гуманитарным наукам и возвращением к профессорской работе в
университетах (где он читает лекции о сравнительной природе
абстрактного и визуального мышления). В 1990 году в качестве гостящего
в Москве профессора он преподаёт в Российском государственном
гуманитарном университете сравнительную историю религий. В последнее
время Нодар Джин на полпути между Америкой и Москвой - в Лондоне, где,
как он считает, ему наконец-то удалось найти для себя ту единственную
форму деятельности, в которое реальное уживается с отвлечённым наиболее
естественным образом, - художественную прозу.
"История моего самоубийства"
уже в рукописи вызвала восторженные отклики, в частности, Иосифа
Бродского. После многих лет эмиграции герой-рассказчик летит из Америки
в родную Грузию на борту этакого "корабля дураков", напичканного такими
же (знакомыми ему и незнакомыми) "безумцами", как он сам, - людьми,
которые своими поступками, словами и переживаниями лишь оттеняют
смехотворную абсурдность бытия. Роман полон экскурсов в минувшее и ещё
не наступившее. Он состоит из ста остроумных, парадоксальных, а порой
и, мягко говоря, пикантных сюжетов, по автору - картин. Одну из них мы
и предлагаем сегодня вниманию читателей "Литературной газеты".
Само время - прошлое,
будущее или сиюминутное - является для рассказчика лишь формой
преодоления пространства - любой действительности, которая настолько
скучна, что делать ничего иного, как жить, не остаётся: "Люди живут из
скуки; а что ещё делать при скуке, как не жить?!"
Сейчас Нодар Джин читает
лекции по философии, работает на Би-би-си, фотографирует и пишет два
романа: один - о популярном американском писателе, наслаждающемся
созданием и умерщвлением персонажей, а другой - о финальной драме
Иосифа Джугашвили, о том, как расставался с жизнью этот отчаянный
идеалист, испытывавший муки при "исправлении" действительности.
"Главное же, чем я занимаюсь, - я живу", - говорит Нодар.
Нодар Джин: Многие жалуются, что раньше было
лучше, ибо поневоле приходилось меньше думать о плоти и больше - о
духе. Я не согласен уже потому, что если думаешь поневоле, то, о чём бы
ни думал, до спасительного не додумаешься. А если до спасительного не
додумаешься, то и думать незачем! Впрочем, доводя эту мысль до
возможного конца, следует признать, что дойти до спасительного через
мысль невозможно, можно только через жизнь, хотя - и в этом вся горечь
иронии, - стоит приблизиться к этому заветному порогу, ты для жизни уже
не пригоден.
Не согласен я с нытиками и
потому, что, как мне кажется, сейчас тут, в России, вопреки частым
утверждениям, более "романтическая" обстановка: ведь социализм основан
на принципе, что любая игра в лучшем случае заканчивается вничью, тогда
как капитализм зиждится на шансе - пусть и неприличном - выиграть. Беда
в том, что у капитализма тут так же мало сходства с лицом истинно
мудрого человека, как было мало его у советского социализма. Правда, не
только тут, - везде. И - во все эпохи, которые сменяют друг друга
исключительно благодаря алчности и отличаются друг от друга не объёмом
производства добра, а способом его присвоения.
Объём добра в мире (в том
числе материального добра), так же, как глубина человеческой мудрости,
не меняется, - если под мудростью понимать сострадание к человеку,
который единственный изо всего живого знает, чем жизнь закончится.
Хотя... Думая о происходящих тут переменах и задаваясь вопросом "Чем же
всё закончится", я вспоминаю слова одного из "проходных" персонажей
моего романа, Иисуса Христа: "Нашли ли начало, что ищете конец?!
Блажен, кто определит место своё в начале, ибо он увидит и конец, и не
будет ему кончины во веки веков!"
На
главную страницу * Back to the Home Page